Когда Алена Бабенко появляется в кадре, с ней в картину входит абсолютная подлинность. Каким бы условным и картонным ни был сюжет, она заставляет поверить во все. Эта тайна абсолютной органики сопровождает ее и в жизни - Бабенко бывает очень разной: то вечной девчонкой, то лирической героиней, то суровой интеллектуалкой, и каждую маску легко принять за истинное лицо.

- Мы на «вы» или на «ты»? - спросила Бабенко.

- Как удобнее.

- Ладно, на «ты». Возраст позволяет. Нас все меньше, молодежь теснит... Вообще, если уж откровенно, мне страшно надоело рассказывать о себе одно и то же. Мы будем с тобой сегодня творить легенду. Я недавно видела запись интервью с Марлен Дитрих - и поняла: вот как надо! Ей задают вопрос. Она: «Да... а впрочем, нет. Не помню точно. Думайте, как хотите». Вот это увлекательно. Давай ты будешь записывать две-три версии событий, а читатель пусть выбирает.

- Не любишь ты прессу.

- Хорошую - люблю. Я хочу, чтобы журналист делал из меня конфету. Не в смысле фантика, конечно, а в смысле содержания. У меня то, что я назвала бы «несварение языка»: думаю лучше, чем говорю. За меня надо выдумывать. Если мне понравится, как ты выдумаешь, - я потом всем так буду рассказывать.

- Давай лучше так: ты отвечай, а я буду догадываться, где легенда.

- А, это возможно. Это интересно.

- Вопрос первый. У тебя поистине такие ярко-зеленые глаза или это линзы?

- Глаза, конечно. Какие же линзы? У меня несколько пар глаз, под одежду. Вот я нынче в майке цвета морской волны, соответственно и глаза подобраны. Еще есть красные.

Все делается ради процесса

- Понятно. Спрашиваю серьезно: что может заставить девушку в семнадцать лет поступить на математический?

- Как раз девушку в семнадцать лет заставить очень легко - она слушается обстоятельств. В школе хорошо идет математика, физика, английский; папа - инженер; на математическом - эксперимент, то есть берут после двух пятерок... Я поступила легко, училась без усилий, а за полгода до диплома бросила факультет. Муж в Москве учился на актера и режиссера и перевез меня туда.

- То есть ты вообще не пыталась поступить во ВГИК?

- Нет, я мечтала играть, естественно, но это было на уровне общедевчоночьих фантазий: ничего серьезного. Судьба сработала с третьего раза. Сначала десант табаковцев ездил по Сибири, отбирая людей в труппу, - а я училась в Томске и там же играла в самодеятельном театрике, меня послушали и предложили поступать в Школу-студию. Я поехала, относясь к этому не особенно серьезно, - просто за компанию с подругой.

- Ага. Дальше я знаю. Подругу не взяли, а тебя, никуда не собиравшуюся всерьез, зачислили немедленно.

- Клянусь, здесь правда. Можно даже вывести алгоритм успеха - приходить на экзамены за компанию с подругой и не собираться поступать всерьез. Но у меня сработало не до конца - подруга отсеялась, я до третьего тура дошла и тоже слетела с круга. Я так устроена, что могу в условиях стресса собраться и выложиться один раз. А жить в стрессе не могу. Короче, не вышло, но несколько моих удачных фотографий - черно-белых, красивых - осталось в Москве и случайно попалось на глаза шахназаровскому ассистенту по актерам. Как раз они снимали «Цареубийцу». Меня вызвали в Москву на пробы, на одну из царских дочерей, - пробовали, как нынче помню, на сцене чаепития. Янковского повидала...

- А Макдауэлла?

- А с Макдауэллом нас гримировали в одной гримерке. И он посмотрел на меня так... и по-английски говорит: девушка, говорит, великое у вас будущее! Я, говорит, хоть в гроб еще и не схожу, но вас уже благословляю. И поцеловал.

- Это правда?

- Да... а впрочем, нет. Он сидел там, учил роль, а рядом какая-то женщина - вероятно, жена - подавала ему реплики и открывала йогурт. И в мою сторону он вообще не смотрел. Так что есть, есть что вспомнить. А читатель пусть выбирает.

- Но в кино ты в конце концов попала?

- В девяностые - ты помнишь, как с кино обстояло: картина есть, но ее как бы и нет, и никто ее не видит. Муж снимал первый фильм и в буквально один кадр позвал меня. А на съемках я познакомилась с женой Анатолия Ромашина Юлей - она-то и сказала, что я талант и что надо меня учить. И я пошла поступать во ВГИК.

- Поступила?

- Да... а впрочем, нет. Ты напиши две версии: согласно одной, поступила сразу, и они там долго все удивлялись, что сложившаяся актриса вот так запросто приходит к ним учиться... А по второй, я опять не прошла и стала туда ходить просто вольнослушательницей, и после первого семестра надо было показать, что ты чему-то научилась. Мы - несколько человек - подготовили отрывок по Островскому, и меня взяли.

- Я недавно, как раз во время экзаменов, шел мимо ВГИКа. Вижу толпу красивых мальчиков и девочек... и думаю: ведь востребованы из них будут от силы пять-шесть человек. Что заставляет людей идти в актерские вузы с туманными перспективами трудоустройства?!

- Процесс обучения заставляет. Вообще в жизни большая часть того, что делается, - делается из любви к процессу, а не к результату. Учиться во ВГИКе безумно интересно, пять лет ты в беспрерывном восторге. Свою первую роль в чужом дипломе я до сих пор считаю одной из лучших. Это была картина Натальи Погоничевой - ты мог видеть ее «Теорию запоя», гротескную, экстравагантную и очень смешную. Вот она снимала короткий метр, минут сорок, - «Как я провела лето». Мама с папой дико ссорятся из-за ремонта дачи, а девочка все это описывает в превосходных тонах - как все ее и друг друга любили, как было совершенно... Стык закадрового текста и безумной дачной реальности давал чудесную комедию, и меня сразу заметили, и я прославилась, и началась звездная биография.

- Неправда.

- Конечно, неправда. Знать меня стали после рекламы одной телефонной компании. Смешная была реклама. Павел Чухрай - режиссер первой моей большой работы, «Водителя для Веры», - так мне и говорил на съемках сквозь зубы: «Видел вчера тебя в рекламе». А глаза у самого - тыдж, тыдж! - сверкают. Он очень тщательно подходит к подбору актеров, и то, что я засветилась до картины, его злило. Я вообще не видела человека, который бы работал дотошней. Большинство сцен в «Водителе» снималось с пятнадцати, с двадцати дублей...

Ступка бил ее 15 раз

- Это тебя бесило?

- Это меня восхищало. Чухрай - режиссер исключительный, и эта его жажда подлинности передавалась на площадке всем. Раздражала она меня один день - когда пятнадцать раз переснималась сцена, в которой Ступка дает мне пощечину... Вышло так, что «Водитель» - лучшая пока моя работа. Я диск с ним дарю в качестве визитной карточки. Ну нет больше таких, как Чухрай, что поделать. Хотя - есть еще один режиссер, который предлагает мне вправду мои роли. Я с ним счастлива работать, и очень мне жаль, что «Ленинградца» - сериал, снятый им два года назад - увидели единицы. Я говорю о Константине Павловиче Худякове, режиссере очень большом, чья картина «На Верхней Масловке» числится у меня среди любимых.

- Ты там сыграла с Фрейндлих, и вот я о чем думаю. Недавно Демидова в интервью - на мой вопрос, кто сейчас продолжает традицию «умной женщины», умняги, семидесятнического интеллигентского типа - назвала и тебя, заметив, что этому типу почти нечего играть.

- Спасибо огромное. Нет, ее тип все-таки гораздо интеллектуальней моего.

- И вот я думаю: вот та же Фрейндлих в «Служебном романе», вот Купченко... Это все твои амплуа, близкие героини. И Рязанов именно на такую роль позвал тебя в «Андерсене» - на горбунью Генриетту...

- Не трогай горбунью! В ее случае горб - это сложенные крылья! Я читала их переписку с Андерсеном - там нет и тени комплексов по этому поводу! Что касается типа - ну да, может быть, это именно то, что играла Фрейндлих в «Служебном романе». Но кто, где напишет для меня эту роль - с метаморфозой?! Ведь в кино самое ценное - когда эта метаморфоза происходит, когда тот же «Водитель» начинается как мелодрама, продолжается как эпос, заканчивается как социальная трагедия... Впрочем, после нескольких сериалов меня и так чаще узнают. Чего в принципе не хотелось бы.

- Я всегда удивлялся, как это ты с такой легкостью можешь быть и красавицей, и, пардон, на самом деле мышкой, причем без применения грима и прочих ухищрений. Как это делается? Ты управляешь процессом?

- Да... а впрочем, нет. Ни в коем случае нельзя писать, что я это делаю сама! Напиши, что это происходит независимо от меня... что это чудо...

- Но это же по-другому?

- Господи, ну по-другому, конечно. Конечно, я могу включить красоту, а могу выключить, и каждый актер умеет, и это профессия - знать свои кнопки. И в жизни то же самое, и хлопотать лицом для достижения этого вовсе не требуется.

- То есть, если тебе надо очаровать мужчину, ты можешь включить красоту на полную мощность?

- Если надо очаровать мужчину, я вообще ничего не буду делать. Мужчина, который заметил, что его очаровывают, - немедленно бежит прочь. Я буду сидеть отстраненно и вообще его не замечать, вот так (исчезает). Учти, что выигрышная и эффектная внешность - она для актера не только плюс, она и порабощает. Я снялась нынче с Домогаровым и Балуевым в «Инди» - картина, вполне достойная для режиссерского дебюта, хотя мне было и несколько стрёмно играть второй адюльтер подряд после «Чертова колеса» Веры Глаголевой, - и оба Саши, одному из которых я там изменяю, а во второго втюриваюсь, представляются мне актерами исключительной силы. А романтическая внешность Домогарова и брутальность Балуева вечно предопределяют одинаковые роли, которые им, кажется, смертельно надоели. Лучше быть таким никаким, всяким... К счастью, в «Инди» оба несколько мимо амплуа.

- Я слышал, что ты стремишься все трюки проделывать сама...

- Вот эту легенду я буду разоблачать неустанно, потому что тогда меня и дальше будут заставлять ползать и прыгать, а я вовсе не ищу экстремальности на свою голову. «Он знал, что вертится земля, но у него была семья».

- Кстати, о семье: тут идут беспрерывные слухи о разводах, изменах, новых браках... Как ты к этому относишься?

- Сейчас уже никак. Недавно смотрю какое-то обсуждение журналистов со звездами - журналисты ругают звезд за звездность... Господи, но вы же сами это создали! Вы же сами их лепите! А слухи - ну, нормально, неизбежное зло... Значит, мы хорошо играем наши адюльтеры.

- Скажи, а тебе случается переносить в жизнь то, что сыграно на экране?

- Сплошь и рядом. А как по-другому? Счастлив человек, у которого это все проходит, не задевая души. Я на время съемок становлюсь той, кого играю. Скажу тебе больше: вот сын мой пятнадцатилетний увлекается нынче тяжелым роком. Ну и я увлекаюсь, слушаю «Ред хот чили пепперс». Нельзя же любить ребенка и не разделять его увлечений!

В юности была похожа на Гурченко

- Возраст для тебя что-то значит? Чему-то учит?

- Возраста нет. Душа имеется в одном состоянии. Вот тебя - чему научил возраст?

- Ничему, мне как было, так и есть пятнадцать.

- А Рязанов? Ты видел, как он работает? Мальчишеское идеально отношение к делу. Я придумала там сцену, где мы играем с тенями, - он сразу загорелся: давайте, давайте попробуем!

- Да, Рязанову всегда будет тридцать пять.

- Двенадцать ему...

- Но слушай: ты взялась играть в «Карнавальной ночи-2», замечательно зная, что картину будут шпынять. Это все-таки известное мужество...

- Это счастье, потому что я люблю и умею петь и танцевать. Это не фильм, а ревю. Пусть его в столицах ругают - вся провинция с восторгом посмотрела. И потом, позовет меня Рязанов в массовку - я все равно пойду, потому что люблю его. Между прочим, я в юности очень была похожа на Гурченко времен «Карнавальной ночи». Даже подражала ей.

- Слушай, тебе трудно в Москве после Кемерово и Томска?

- Трудно - я человек домашний и привязчивый. В Сибири другие люди, они, что называется, с хребтом. Они надежны, а в Москве ненадежность - в порядке вещей. Наши - к примеру Гришковец - могут здесь что-то сделать, выдышать себе круглое замкнутое пространство и в нем существовать. Я ведь Гришковца знаю с тех древнейших времен, когда он ставил первые спектакли в школе, мой брат с ним учился.

- Но Гришковец все-таки живет в Калининграде.

- Правильно делает. Это замечательное поведение с Москвой - покорять интересно, а жить нет.

- Я всегда хотел спросить - говорят, умной женщине даже рожать трудней. А жить ей вообще легче? Может, ей мозги мешают только?

- Они мешают в одном - мало подруг, не о чем говорить. В функции подруги оказываются мужчины, а они не всегда это понимают. А что касается рожать... и это относится ко всем сферам жизни... умной трудней родить, но легче растить.

Дмитрий Быков

//Собеседник

www.femina.com.ua