Моду зачастую называют одним из видов концептуального искусства – за счет сочетания разных элементов (одежды, аксессуаров, цветовых решений) создается цельный, индивидуальный образ. Связь моды с другими областями искусства уже давно превратилась в традицию. Именно по этой причине с пришествием на смену устаревшим течениям в искусстве стиля модерн самые известные кутюрье начала двадцатого века начали воплощать основные его каноны и в коллекциях одежды.

Одним из первых популяризаторов стиля модерн, во Франции получившего название art nouveau, в одежде стал французский кутюрье Поль Пуаре, считающийся одним из самых влиятельных создателей моды начала двадцатого столетия. Вращаясь в артистических кругах Парижа, Пуаре сотрудничал со многими известными художниками эпохи, не только коллекционируя их работы, но и черпая вдохновение в модернистских творениях для создания собственных коллекций.

На протяжении практически всей первой половины XX века мода повторяла и интерпретировала основные тенденции, задаваемые стилем модерн в искусстве. Эстетика модернизма сначала воплощалась дизайнерами в S-образном силуэте с непременным корсетом, отражавшем модернистскую интерпретацию женской фигуры начала столетия. Затем на смену этому силуэту пришли первые упрощенные силуэты женской одежды – незадолго до начала Первой мировой войны дизайнеры под влиянием стиля модерн отказались от корсетов в пользу общей простоты и некоей практичности кроя. В эпоху тридцатых годов в моду вошли прямые линии мягко облегающих женское тело платьев.

Стиль модерн в моде воплощался в мельчайших деталях – не только в своеобразном крое, но и в тканях и декоре. В начале двадцатого века многие дизайнеры, разрабатывая новые узоры, руководствовались природными мотивами стиля модерн. А оригинальный «цилиндрический» крой платьев и круглые шляпки превращали женское тело в набор геометрических форм, повторявший геометрию работ художников-модернистов.

Стиль модерн в современной моде

Будучи явлением циклическим, мода, как известно, регулярно повторяет саму себя – по этой причине нет ничего удивительного в том, что большинство наиболее известных новомодных дизайнеров современности регулярно черпает вдохновение в канонах стиля модерн, воплощая модернистскую эстетику в своих коллекциях. Традициям стиля модерн следовали и продолжают следовать самые авторитетные дизайнеры – от Кристиана Лакруа и Миуччии Прада до Александра Маккуина, Анджелы Миссони и Анны Суи.

Одним из самых преданных поклонников стиля модерн был трагически ушедший из жизни британский дизайнер Александр Маккуин, благодаря своим экстравагантным творениям получивший прозвище enfant terrible британской моды. За несколько сезонов до увлечения «цифровыми» принтами, напоминающими экзотические узоры на коже рептилий, Маккуин представил коллекцию женской одежды, практически полностью построенную на принтах в стиле art nouveau. Романтические шифоновые блузы Маккуина украсили разнообразные узоры, повторяющие каноны модернистской эстетики.

Одна из ключевых особенностей стиля модерн в искусстве – отказ от прямых, четких линий и углов в пользу естественности: линий более изогнутых и плавных. Зачастую источником вдохновения для художников, следовавших традициям стиля модерн, служили орнаменты из растительного мира. Именно эта ключевая особенность модернистской эстетики на сегодняшний день прослеживается в многочисленных творениях популярных дизайнеров, точно так же, как и художники-модернисты начала двадцатого столетия следующих концепции естественности линий и форм. По большому счету, именно растительный орнамент, преобразованный модернистами начала XX века, до сих пор остается наиболее популярным наследием стиля модерн в коллекциях модной одежды.

Всего несколько недель назад в рамках Недели моды в Нью-Йорке американский дизайнер Анна Суи представила новую осенне-зимнюю коллекцию 2010-11, также построенную на стиле модерн – а точнее, на модернистской интерпретации классических орнаментов. Тонкие разноцветные завитки растительных орнаментов украсили в коллекции Анны Суи классические блузы и миниатюрные кокетливые платья, обретя особую яркость и пестроту за счет смешения ярких оттенков на фоне контрастного черного.

Татьяна Смирнова

www.womenclub.ru