Основательница знаменитого модного дома Chanel родилась в 19 августа 1883 года, в маленькой городке Сомюр в неблаговидном статусе незаконнорожденной - отец официально женился на ее матери только через два года после рождения дочурке Габриэль. Дальнейшая ее жизнь овеяна легендами, но точно впору сказать, что девочка воспитывалась сначала в приюте, затем - при монастыре. Там она научилась шить, ей привили строгость вкусов, простоту ощущений и ... изысканность мечтаний.

Юная Габриэль пробовала себя и в музыке. Даже называть «Коко» ее стали по названию самого успешного хита - песенки про собачку Коко. Музыкальной карьеры сделать не удалось, но Габриэль близко познакомилась с состоятельными мужчинами и позволила себя содержать. Будучи куртизанкой, Коко стремилась отличаться от себе подобных, вот почему предпочитала строгую одежду - костюмы и маленькие элегантные шляпки. Потакая ее странному увлечению, один из любовников приобрел для нее шляпную лавку. Со временем лавка превратилась в современный салон-магазин, а Габриэль почувствовала в себе силы расстаться с богатыми спонсорами и пустилась в свободное плавание. Через некоторое время спрос превысил возможности магазина, и Коко переехала на рю Камбон, 25 - адрес, известный на сегодняшний день всему миру.

Коко Шанель - революционерка от моды, женщина, изменившая само понимание моды. Многое из того, что мы считаем естественным и изначально женским - достижение Коко Шанель.

Английскую мужскую моду - на службу женщинам. Жакеты, свитера игроков в поло, блузы с галстуками - все, что заимствовала Шанель у мужчин, превращалось в нечто абсолютно женское. Так случилось с трикотажем - непритязательным материалом, который использовался только для нательного белья. Простые и изысканные трикотажные платья, длинные кардиганы позволили женщинам чувствовать себя свободно и комфортно, что стало фирменным знаком стиля Шанель. Мадемуазель Коко освободила прекрасную половину человечества от корсетов и пышных юбок, от рюшек и оборок, экстравагантных шляпок и сложных причесок. Короткие стрижки, брюки и пиджаки, вязаные пуловеры и клетчатые юбки, женская матроска... Почти мужская одежда, но насколько по-женски!

Настоящие драгоценности могут быть фальшивыми. Она говорила: «Мне наплевать на драгоценности. Они ничего не добавляют к радости жить. Украшений должно быть множество. Если они настоящие - это отдает хвастовством и дурным вкусом. Я делаю фальшивые и очень красивые. Они даже красивее настоящих. Украшения ставят свою метку на эпохе. Я бы хотела, чтобы моя была отмечена бижутерией Chanel». И что здесь впору добавить?

Женские духи, которые пахнут, как женщина. До Шанель женские духи не обладали сложными запахами. Это были моноароматы (в частности, жасмин, роза, вербена), разлитые в вычурные флаконы. В парфюмерии не использовались закрепители, оттого душиться требуется было обильно, чтобы остатки аромата сохранились до вечера. Шанель выступила новатором, предложив женщинам первый синтезированный парфюм, не повторяющий запах какого-нибудь одного цветка. При его изготовлении были использованы передовые достижения в химии, и теперь не требуется было обливаться любимыми духами с ног до головы, чтобы сохранить аромат до ужина. Самый женский (и, кстати, самый продаваемый) аромат разлит в абсолютно мужской флакон - прямоугольный, без всяких украшательств. Это один из первых образцов классики XX века, и не случайно сегодня флакон «Chanel № 5» выставлен в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Маленькое черное платье. Впервые было представлено на суд публики в 1926 году. Кристаллизированная элегантность - с простым полукруглым вырезом и длинными узкими рукавами, длиной до середины колена (Коко всегда считала, что колени - самая некрасивая часть женского тела), без воротничка, пуговиц, шнурков, складок, оборок, бахромы - гениальное в своей лаконичности и бесконечное в своей простоте. Об этом платьице большое количество говорили. Мол, Коко грустила о погибшем любовнике, но носить траур не имела права, так как не была помолвлена, по этой причине решила обрядить в траурный черный цвет всех женщин... Может. Но женщины уже большое количество лет готовы отдавать дань несчастной любви Великой Мадемуазель.

Голливудские фантазии. В пятидесятых годах Коко начинает сотрудничать с Голливудом и создает предметы туалета, ставшие с тех пор классическими: простеганную сумочку на цепочке, маленький буклированный жакет с удлиненной юбкой. Волшебный свет кино и потрясающий талант Габриэль сделали свое дело: во всем мире Коко Шанель признают единственной законодательницей самой утонченной элегантности. В эти же годы появляется ее знаменитая модель, вошедшая в историю через трагедию. Это деловой костюм розового цвета, который надела Жаклин Кеннеди в день покушения на Джона.

Великая Мадемуазель тихо и по-своему элегантно ушла из жизни в 1971 году.

В 1982 году Дом Chanel возглавил Карл Лагерфельд. Перед ним стояла сложная задача: вносить новое, удивлять, даже бросать вызов, но не нарушать традиций и быть верным духу Chanel. Сумел Лагерфельд или нет? Спорный вопрос. "Не слишком большое количество уважения, немного юмора, и легенда будет жить", - утверждает маэстро. Но все драгоценные находки и изобретения Коко Шанель используются в коллекциях Chanel до сих пор.

Наталия Руденко

www.womenclub.ru