«Искусство Haute Couture не выживет без ценителей, а их почти не осталось. VIP-места на показах занимают нувориши, отличающие эксклюзивную одежду от магазинной исключительно по цене. Им нужны не шедевры, а лекарство от скуки, так что модельер для них не творец, а клоун», - Ив Сен Лоран.

Исторически сложилось так, что всегда существовала пропасть между модой-искусством (Haute Couture) и изготовлением готовой одежды. Высокая мода представляла единственные, а потому эксклюзивные, авторские образцы. Естественно, цена на них была более чем высокой, но еще выше был престиж появиться в обществе в одежде известного кутюрье и знать, что ни у кого никогда не будет чего-то подобного... Готовая же одежда была безликой, изготавливалась из менее дорогих и качественных материалов, крой и пошив тоже часто оставляли желать лучшего. Не было авторства, не было ответственности...

Но времена менялись, люди менялись еще больше. Казалось бы, что может повлиять на искреннюю любовь женщины к прекрасному платью?

Первый сокрушительный удар по высокой моде нанес великий реформатор Пьер Карден. В 1960 году Карден стал размножать свои модели, чтобы все желающие могли носить их, но при этом оставлял под массовым платьем свою авторскую подпись. Кроме того, Карден перенес классически высокое качество от кутюр в фабричный цех: была усовершенствована технология, тщательно выверялся крой, разрабатывалась таблица стандартных размеров - ведь купленная одежда без какой-либо подгонки должна была великолепно сесть по фигуре. Такого предательства французская модная отрасль простить Кардену не смогла. Он был с позором исключен из профсоюза модельеров и предан анафеме в модном мире. Тогда же пресса в первый раз похоронила Haute Couture, заявив, что промышленная мода уничтожила моду высокую.

Не надо забывать, что кроме искусства, немалая составляющая в мире моды - бизнес: люди производят какой-то продукт, соответственно, хотят получать прибыль. Все естественно. После того, как Карден поднял pret-a-porter до уровня Haute Couture, изменилась рыночная конъюнктура. На горизонте замаячили совсем другие перспективы и некоторые владельцы новомодных домов (которые, прежде всего, конечно же, бизнесмены) переориентировали производство по карденовскому образцу. Год от года изготовление эксклюзивных, дорогих авторских моделей неуклонно снижается, зато набирает обороты изготовление одежды массового потребления. Например, Дом Dior провел либерализацию ценовой политики, увеличив долю одежды, ориентированной на средний класс, в несколько раз. В продаже появились платья и костюмы от Dior стоимостью менее $1 тыс. Ежегодно все больше внимания уделяется производству дешевых серийных аксессуаров (сумок, очков, бижутерии) и косметики. Творческие мастерские превращаются в фабричные цеха... Это - вторая веха на пути высокой моды к своему закату.

Третьим шагом к смерти стало повальное лицензирование и выпуск товаров под престижными именами в странах третьего мира. Начал это еще Кристиан Диор, продолжил Пьер Карден - нынче по его лицензии работают 900 организаций в 140 странах мира. Эта практика помогла ему построить огромный бизнес, но со временем вывела Pierre Cardin из числа актуальных популярных брендов. Теперь процесс достиг неимоверных масштабов: в Париже могут и не знать, чего там производят под их маркой в Пекине. Несколько стильных домов даже вынуждены были закрыть свои фирменные бутики - не могли конкурировать с универмагами, чьи полки были завалены одеждой с именами стильных дизайнеров на ярлыках.

Конечно, Haute Couture не хочет умирать... Она не хочет также постепенно превращаться в безликую серость массового производства. Haute Couture мечтает остаться высоким искусством и с этой целью использует современные маркетинговые достижения: пиар, рекламу, благотворительность. Показы новомодных домов - великолепные шоу, которые запоминаются побыстрее своей необычностью, чем коллекцией, которую представляли. По подиуму все чаще ходят не профессиональные манекенщицы, а известные и яркие личности. Они манипулируют своим авторитетом, призывая подражать им в их привычке одеваться у дизайнера Х. Сами дизайнеры борются с заболеваниями века, защищают права животных, к чему-то взывают, кого-то порицают...

Жизнь идет, в общем. Только что же будет с модой? Умрет или у нее вдруг откроется запас жизненных сил? Хочется верить в прекрасное будущее, только тучи все сильнее, быть грозе...

Наталия Руденко

Написать комментарийИмя:Заголовок:Комментарий:

www.womenclub.ru