"Женщина становится самой привлекательной к 35 годам, когда проходит ее первая молодость, расцветает её ум и она нуждается в шике", - Кристиан Диор. История модного Дома Диор - это история его дизайнеров. Разных, удивительных, непредсказуемых, непонятных, но вместе создавших единое целое. Отец-основатель и первый дизайнер - Кристиан Диор родился в 1905 года в мизерном нормандском городке Гранвиль на берегу Ла-Манша, на северо-западе Франции, а в 1911 году семья маленького Кристиана переехала в Париж.

Детство Кристиана было обеспеченным и беззаботным. Родители хотели, чтобы сын стал дипломатом, но не сложилось - Кристиан интересовался совсем другими вещами - музыкой, живописью. В 1928 году Кристиан с другом Жаном Бонжаком открыл арт-галерею, где выставлялись работы Дерена, Матисса, Пикассо. Но после смерти матери и банкротства отца галерею пришлось закрыть, и на жизнь Кристиан начал зарабатывать своими рисунками. Его эскизы шляпок и платьев печатают в журнале Le Figaro Illustre, и со временем Кристиан решает специализироваться только на моделях одежды. Реализации задуманного помешала война, но уже в 1942 году Кристиан создал парфюмерную лабораторию, выросшую затем в фирму Christian Dior Perfume.

В 1946 году Диор открывает собственный гламурный Дом Dior (адрес - авеню Монтень, 30, интерьер - в стиле Людовика XYI.) и через год выпускает первую коллекцию. С легкой руки главного редактора Harper's Bazaar Кармел Сноу этот стиль был назван New Look, воплощение чувственной женственности, которая полностью перевернула сознание модниц того периода. Силуэт основывался на жестком каркасе - грация или корсет обеспечивали нужные формы. В модели вшивали подкладки на бедра и жесткие нижние юбки, пластинки китового уса. Носить их было тяжело - платья весили от 4 до 20 кг, но кто сказал, что женщиной быть легко?

Одной из составляющих успеха Dior было потрясающее деловое чутье основателя: талантливый художник работал с талантливыми бизнесменами. Диор начал эру новомодных приемов, престижных вечеринок. Впервые в истории моды Дом Dior применил лицензионное соглашение и упорядочил производство своей одежды в разных регионах Франции и других странах. Специалисты Дома учитывали особенности климата и вкусы женщин различных стран, и вещи, продаваемые в разных регионах, могли значительно отличаться друг от друга. За 10 лет работы в Доме Диор запустил парфюмерную линию и производство чулок, а также совместно с Роже Вивье создал первую коллекцию обуви. При жизни основателя Dior выпускает свои первые культовые ароматы Miss Dior, Diorama, Diorissimo.

После неожиданной смерти Диора в 1957 году его место занял молодой и перспективный Ив Сен Лоран (он уже работал на Dior с 1953 года). Он придал новое дыхание New Look, изменив его практически до неузнаваемости. Узкие закрытые плечи, огромный по объему силуэт в виде трапеции, длина не ниже колена - это ведь совсем не Dior... Или наоборот - это совеем новый Dior? Ив Сен-Лоран подарил Christian Dior шесть коллекций, но его призвали в армию, а мода ждать не могла, оттого вакантное место в 1958 году занимает Марк Боан. Его коллекции были не столь поворотными в истории Дома, но, тем не менее, полностью соответствовали духу Dior. «Я создаю одежду для реальных женщин, а не для себя, манекенов или стильных журналов»- заявлял Боан. С его легкой руки New Look превратился в Slim Look. Кажущиеся простыми на вид, с мягкими формами, элегантные платья, крохотные пиджаки и легкие юбки стали сверхпопулярными. Такая одежда была удобна в ношении и безукоризненно женственна по форме. При Марке Боане Dior стал самым «звездным» Домом среди себе подобных, ведь его клиентками были Марлен Дитрих, Грейс Келли и ее дочь принцессу Каролину, Миа Фэрроу, шведскую принцессу и многих других. Но громкие имена не смогли спрятать приближающийся провал: все чаще показы Dior проходят при полупустых залах. Итог: Марк Боан отправлен в отставку.

В 1989 году в Dior пришел Джанфранко Ферре. Само по себе это уже было крамолой: у истоков французской моды - итальяшка! Ферре попытался вернуться к неприкосновенной идее Кристиана Диора и пышному образу 40-50-х гг. с подчеркнутой талией и щедрой отделкой. Неделю спустя в музее Гальера, в присутствии огромной толпы, в окружении самых значительных имен мира моды Франции Ферре был награжден Золотым наперстком. Сам Кристиан Диор получал эту премию трижды, но ни разу за сорок лет ее не удостоился итальянец. Контракт Джанфранко Ферре с Dior был заключен на пять лет, потом продлен до 1997 г. Надежды владельцев Дома Dior полностью оправдались: увеличилось количество продаж, появились новые клиентки. Скептики были посрамлены - Ферре создавал изысканные коллекции, достойные самого Диора. Но все же стороны по обоюдному согласию контракт продлевать не стали: Ферре вернулся к собственному творчеству, а Dior пригласил на должность креативного директора Джона Гальяно. Манерный хулиган и респектабельный шик Dior, казалось, они несовместимы. Но их объединила ... всепоглощающая страсть к женственности. Теперь женщина Гальяно от Dior - чувственная, немного декадентская, безоглядно романтичная, надменная и самодостаточная красавица-кокаинистка. Высокомерно поднятый подбородок, ниспадающее каскадом ожерелье из перидота и молочно-жемчужные капли серег. Платье, скроенное по косой, пыльно-сиреневое или, быть может, чернильно-черное, со шлейфом, расписанным лилиями. Это фирменный стиль Гальяно: орнамент, огромное количество броских драгоценностей, богатая отделка, вышивка, аппликация, бахрома. Гальяно переориентировал Dior на вечерние туалеты - 70% против 20% в прошлом. При Джоне Гальяно Дом Dior изменился - стал более театральным и экстравагантным. И сотрудничество двух монстров моды еще далеко от завершения. Так что будем ждать...

Наталия Руденко

www.womenclub.ru