Маленькое, черное, загадочное…
Мода 2 апреля , 2007"НАТАЛИ" МАРТ 2006 Насмешница Коко придумала его в середине двадцатых годов прошлого века - время, когда испуганный мир отходил от ужасов войн и революционных переворотов. Новое поколение, выросшее на развалинах империй и пепле обесценившихся валют, было свободным, нищим и гордым. Габриэль Шанель к тому времени исполнилось сорок три года. Она успела ввести в моду такие "шедевры для бедноты" (так язвительно называли ее творения именитые кутюрье) как блуза-"матроска", костюм-джерси, рубашка мужского покроя и искусственные жемчуга. Заставила почувствовать себя настоящими женщинами миллионы мелких конторских служащих - ведь элегантные туалеты "от Шанель" были доступны практически каждой. Но, главное, она уже стала той Великой Коко, которая идеально знала, о чем мечтают все молодые, нищие и гордые, - о независимости, деньгах и развлечениях. Пора было подарить им вечернее платье - практичное, недорогое и, если повезет, вечное. Чем меньше, тем лучше Вечернее платье от Шанель было впервые представлено широкой публике на показе 1926 года. Как оно выглядело тогда? Просто: без воротника, пуговиц, складок или оборок. С полукруглым вырезом и длинными узкими рукавами. И, очевидно, черное. Мир забурлил в недоумении и негодовании... Но в ответ на сто тысяч "почему?" у Великой Мадемуазель нашлось сто тысяч ответов - единственно верных, ведь она творила не моду, она создавала миф. Почему маленькое и скромное? Коко презрительно фыркала: "Богатым нужна роскошь, молодым хватает собственной фигуры!" Почему до колен? - "Ноги - главное оружие женщин!" Тогда почему не короче? - "Колени кажутся мне самой некрасивой частью женского тела!" Почему такой "постный верх"? - "Многие кутюрье знают, как должен выглядеть верх платья. Но только я умею сделать его низ!" Почему черное? "Как, разве вы не знаете?! Мадемуазель Шанель только что потеряла возлюбленного! И поклялась, что весь мир облачится в траур..." ...На самом деле все было значительно проще. И интереснее. Бой Кейпель, легкомысленный любовник Коко, на тот момент преспокойно здравствовал, так что причин для траура не было. Просто черный муслин по тем временам считался самой дешевой из относительно "благородных" тканей. Что же касается "неинтересного" выреза... Судите сами: Великая Мадемуазель и многие ее современницы были плоскими как гладильные доски. У европейских барышень с этой частью тела всегда имелись проблемы, а эпоха силикона еще не наступила. А вот насчет коленок Коко явно погорячилась. Во всяком случае, спустя пару-тройку десятков лет они будут полностью реабилитированы. ...Время шло, и маленькое черное платье (сокращенно МЧП) идеально неожиданно полюбилось всем - и бедным, и богатым. Вопреки своей "постности", "дешевизне" и "мрачности". Почему?! Оказалось, что МЧП - еще та штучка. Оно могло быть настолько незаметным, что женская красота выступала на его фоне ярче обычного. Оно не отвлекало внимание от индивидуальности его хозяйки на яркий цвет или затейливые украшения. Это была великолепно новая философия. Даже само слово "наряжаться" вдруг приобрело негативный оттенок. Казалось, это платье привнесло в моду демократизм: чтобы чувствовать себя равной сильным мира сего, достаточно было иметь в гардеробе всего одно платье. Маленькое и черное.
Черный forever? И все-таки цвет пугал: до Шанель черные туалеты надевали лишь на похороны. Но чернота обманчива и притягательна: цвет аскезы и похоти, греха и покаяния, горя и счастья. Не случайно в Испании невесты испокон веков в самый торжественный день своей жизни надевали черные кружева. А черное белье - цвета порока и опасности - всегда обожали актрисы и кокотки. И вот на сегодняшний день Кристиан Лакруа авторитетно утверждает, что этот цвет - "начало всего, точка отсчета, контур, футляр и лишь потом содержание". При этом, как известно, у черного большое количество оттенков: "воронова крыла", "мокрого асфальта", "горького шоколада"... Всепоглощающе глубокий - бархата, сияющий - атласа, искрящийся - шелка, угольно-матовый - шерсти, "дымчатый" - шифона, простовато матовый - льна. Говорят, кошки различают три тысячи оттенков черного. А ведь у женщин с этими зверьками так множество общего.
Секрет шедевра И все-таки забавно: как испокон веков стремившиеся выделиться за счет одежды женщины вдруг почувствовали вкус к лаконичности и простоте? Что заставило их полюбить этот сомнительный шедевр? Работа - вот знамя и бремя, достижение и удел новомодных женщин. Источник средств к существованию, место флирта и квинтэссенция жизни. И кому, как не неутомимой пчелке Коко было знать об этом. Основой для дизайнерских изысков по сотворению "современного вечернего платья" стали... дешевые униформенные платья французских продавщиц! Их шили из недорогого материала, и они ни в коем случае не должны были привлекать излишнее внимание капризных посетительниц бутиков и тех, кто их сопровождал. Мужчин, бесспорно. Но, вместе с тем, от продавщиц требовали выглядеть элегантными и стильными (под стать своему рабочему месту!), оттого крою уделялось особое внимание. Но подлинный парадокс оказался в другом: достаточно вспомнить, кем были эти услужливые феи роскошных магазинов... В те годы Францию наводнили русские беженцы: таксисты демонстрировали неповторимую выправку кадровых офицеров, а за прилавками стояли Венеры а ля рюсс - с молочно-белой кожей, загадочными "скифскими" глазами, высокими скулами, царственной осанкой и дивными фигурами. На них все смотрелось ослепительно - и "маленькая черная" униформа тоже. Жизнь насмешлива и жестока: идею "демократичного платья" для всех подсказали Шанель русские аристократки...
Предел совершенства Известный закон двадцатилетнего периода цикличности в моде применим и к нашему платью: оно возродилось в несколько ином варианте уже в 1960-х годах, пережив Вторую мировую войну и последующую за ней популярность акварельных платьев-колокольчиков в стиле нью-лук. На подиуме появились геометрические черные "футляры" А-образного силуэта от Ива Сен-Лорана и Пако Рабанна. Мэри Куант, наконец, обнажила коленки парижских модниц, Андре Курреж попытался радикально изменить цвет - на белый. На экраны вышел "Завтрак у Тиффани", где несравненная Одри Хепберн блистала в черном платье Givenchy. Теперь уже практически каждая женщина, вне зависимости от возраста, имела в своем гардеробе то, что когда-то считалось крайне неприличным и безвкусным. Коко Шанель, ставшая к тому времени признанным гением моды и весьма богатой дамой, панически боялась оказаться старомодной. Она судорожно экспериментировала со всем, созданным ею в годы, когда она была нищей и бесстрашной. МЧП тоже пало жертвой ее "модернизаций": менялись длина рукава, форма горловины, покрой юбки, отделка. Но, оказалось, что любое отклонение от первоначального варианта лишало шедевр его уникального совершенства. Пришлось признать: в мире моды наличествует нечто, что не подлежит улучшению.
Философия на вешалке "В гардеробе француженки вы можете найти одно-единственное маленькое черное платье - и, по крайней мере, дюжину всевозможных платков, шарфов и шалей", - утверждает Кароль Буке - известная актриса, настоящая француженка и просто привлекательная женщина. Но как всякая звезда, наше МЧП капризно и непредсказуемо: для бала - неприметно, для домашней вечеринки - претенциозно, для дискотеки - нелепо. И, тем не менее, именно оно, petit robe noir все-таки считается основой гардероба любой женщины. Любой - вне зависимости от возраста, социального статуса или финансового положения. Официальный прием, фуршет, коктейль-пати, светский раут, корпоративный праздник - пожалуй, наиболее естественная "среда обитания" этого вечного фаворита моды. Благодаря своей элегантной простоте маленькое черное платье уместно и зимой, и летом. Оно универсально: в комплекте с жакетом превращается в элегантный офисный наряд, а стоит дополнить его изящной нарядной сумочкой и украшениями - и впору смело отправляться на презентацию или вечеринку. И вовсе необязательно блистать фамильными драгоценностями - с МЧП замечательно смотрится современная бижутерия. Недаром, впервые представив публике, Шанель украсила его длинной ниткой искусственного жемчуга. ...Маленькое черное платье дает простор для выражения индивидуальности: с помощью разных аксессуаров возможно каждый раз создавать новый вечерний ансамбль. Шарм, изысканность, неординарность его хозяйки выделятся на этом строгом и элегантном фоне. Когда-то Лев Толстой, человек, в общем-то, не склонный любоваться женской красотой, обронил пугающе точное определение идеального наряда: "Она выступала из платья, как картина из рамы". Маленькое черное платье - великолепная рама. Почувствуйте себя шедевром! Екатерина ПРОВОЗИНА
Маленькое, черное, загадочное...
Вещь в себе
Юбилеи бывают разные: кого-то превозносят по долгу службы, кого-то - от всей души. В этом году исполняется восемьдесят лет маленькому черному платью. А если учесть его вклад в мировую моду, правильнее было бы писать каждое из этих трех слов с большой буквы. И добавлять - Его Величество...
www.natali.ua
Последние комментарии