В истории моды Юбер де Живанши навсегда останется эталоном стиля и подлинного аристократизма. Он говорил, что всю жизнь стремился к совершенству, которое для него было тесно связано со знаменитой триадой Платона – красотой, добром и гармонией. Живанши сумел стать настоящим столпом моды XX века, и на него опирались все последующие поколения дизайнеров, несмотря даже на то, что многие из них позволяли себе в его адрес достаточно циничные замечания.

Юбер де Живанши дал свое прощальное дефиле в июле 1995 года, объявив об уходе из мира высокой моды. Такое решение он принял не по своей воле. Руководство компании LVMH, куда его современный дом входил вместе с брендами Christian Dior, Louis Vuitton, Christian Lacroix и Celine, сочло взгляды почтенного мастера безнадежно устаревшими и не соответствующими свободному духу эклектики. Классические каноны моделирования подверглись осмеянию, и Живанши с достоинством аристократа предпочел отстраниться от новых современных правил.

Наслаждение полетом

В детстве о мальчике по имени Юбер взрослые частенько говорили: «Он не от мира сего». Его отец, авиатор Люсьен Таффин де Живанши принадлежал к тому же романтическому поколению летчиков, что и Антуан де Сент-Экзюпери.  Он погиб в 1929 году, когда его сынишке едва исполнилось два года. Мать воспитывала мальчика одна, и из уважения к ее чувствам он отказался от искушения пойти по стопам отца. Но желание летать и получать наслаждение от полета не покидало его никогда.

Женщины в семье Живанши, проживавшей в городе Бове, зарабатывали на жизнь пошивом платьев для магазина готовой одежды. И незаметно для себя Юбер определился со своим профессиональным предназначением. Мать верила, что он однажды станет юристом, а молодой человек между тем уехал в Париж и поступил в Школу изящных искусств. Молодой модельер набирался опыта, сотрудничая с самыми лучшими французскими кутюрье первой половины XX века – Жаком Фатом, Кристианом Диором, Робертом Пьяже, Эльзой Скьяпарелли. Свой первый бутик он открыл в двадцатипятилетнем возрасте. Тогда же Юбер де Живанши подыскал девушку, которая впоследствии стала его личным секретарем и лицом его компании. Ее звали Беттина Грациани. Порядочность Юбера де Живанши никогда не позволяла ему приоткрывать завесу над историей их отношений, но легенда гласит, что Беттина была возлюбленной модельера и вдохновительницей его первых коллекций. Для нее он сшил «блузку Беттини» - белоснежную, отороченную черно-белыми воланами на рукавах.

Женщины стиля Живанши

Вскоре место его музы заняла другая женщина. Она не была ему ни женой, ни возлюбленной, но он относился к ней почтительно и трепетно, как только способен относиться настоящий рыцарь к своей даме сердца. Имя этой женщины было Одри Хепберн, и она только-только начинала свое восхождение по лестнице мировой славы. Живанши оказался ей на этом пути надежным спутником. Неизвестно, кто из них больше повлиял на раскрутку другого – Живанши или Хепберн. Но факт остается фактом: карьера Одри начала набирать обороты после выхода фильма «Сабрина», да и Живанши не остался в стороне от грандиозного успеха. На церемонии «Оскара» в 1955 году дизайнеру вручили почетную статуэтку за костюмы, сшитые для съемок этой картины.

В одежде от Живанши Одри Хепберн потом появлялась также  в фильмах «Забавная мордашка» и «Завтрак у Тиффани». Последний, кстати, благодаря совместным творческим поискам Живанши и изумительной Одри стал вторым рождением маленького черного платья. Оно заметно отличалось по крою от легендарного шанелевского. Если у мадемуазель Коко фасон предполагал полукруглый вырез, длинные узкие рукава и заниженную талию, то Одри Хепберн появлялась в кадре в платье без рукавов, с открытыми плечами, слегка перехваченным по линии талии мягким поясом.

Да и повседневную одежду великая актриса предпочитала выбирать исключительно у Живанши. Ей он посвятил и свои первые духи L`Interdit – цветочно-альдегидный аромат с пудровым оттенком.

Другой известной поклонницей элегантного французского кутюрье стала Жаклин Кеннеди-Онассис. Она заказывала у него наряды на все случаи жизни, в том числе и платье, которое носила в дни траура по убитому мужу.

С середины восьмидесятых Юбер де Живанши явственно ощутил, что больше не вписывается в формат современности. Новая мода ему казалась квинтессенцией провокации и эпатажа. Конечно, с почти полувековым опытом работы в модной индустрии он мог бы отлично легко и ненавязчиво подыгрывать новым тенденциям, но это был бы уже не Живанши. Поэтому он просто ушел.

После Живанши место ведущего дизайнера в его модном доме занимали то Джон Гальяно, то Александр Маккуин, то Джулиан Макдоналд. Но все они работали в принципиально иных направлениях, и рамки дома Givenchy казались им слишком узкими. Напоследок на должность ведущего дизайнера был утвержден Освальд Боатенг. Но эксперты мира моды отмечают, что и это – далеко не наилучший вариант. Ведь подлинная французская классика далеко иначе проста, как кажется.

Светлана Усанкова

www.womenclub.ru