Одежда - отражение образа жизни и потребностей людей, представляющих различные культуры и верования. Соответствие одежды определенного сословия, социального класса или касты материальным возможностям, а также основным задачам, которые на эту прослойку общества возлагались, было обязательным во все времена. Позволить себе носить роскошные платья с вшитыми жесткими фиксаторами, расширяющими юбку до трехметрового диаметра, вряд ли могли простые крестьянки, занимавшиеся скотиной и огородом.

Отношение кинематографа к историческим костюмам

Европейская мода отражается в кинематографе достаточно четко, но, зачастую, не делает поправку на основной определяющий момент для пошива одежды - материальное состояние и социальное положение конкретной прослойки общества. Часто складывается впечатление, что во времена расцвета готики ношение чрезмерно узкой, непрактичной при простой физической работе одежды мог себе позволить вообще каждый. Великолепный пример тому фильм «Суини Тодд» - ярчайшая демонстрация готического стиля, не имеющая абсолютно никакой реальной отсылки к тому, что носило большинство европейцев - бедняков, ремесленников низшего уровня, крестьян того времени.

С одной стороны, достаточно легко понять мотивы продюсеров - абсолютно неинтересными представляются им простые костюмы, сшитые вручную из грубой ткани и не подчеркивающие изящество женской груди, не делающие еще более широкими и мужественными плечи молодых спортивных парней. Возможно, что именно эта невзрачность одежды простых людей сыграла первостепенную роль в том, что понятие «исторический костюм» ассоциируется с пышными платьями, кольчугами и латами, а также расшитыми золотом пышными костюмами кавалеров.

Военная мода XVII века

Особенного внимания заслуживает одежда простых солдат и воинов, имевших низшие чины - несмотря на мнимую непрактичность и тяжесть, покрой и материалы предусматривали не только прочность, но и удобство для разных манипуляций в таких костюмах. Отдельно стоит отметить период всех великих войн - его пик пришелся на XVII век, принеся с собой много новых предметов одежды, ныне задействованных в несколько другом варианте.

Главная черта верхней одежды этого периода - большое количество пуговиц, позволявшее моделировать из курток-плащей (получили название казакины) различные виды одежды, не стеснявшие движения военных. Застежки на таком плаще часто располагались по боковым швам и вдоль рукавов, что помогало превратить длинную одежду, защищавшую от холода и дождей в короткий вариант, сходный с современными жилетками, подходящий для жаркой погоды.

В конце XVII века появился тип одежды, который получил название жюстокор - трапециевидная короткая куртка, которая плотно прилегала только в районе груди и плеч, к низу расширяясь до бесформенного состояния. Чуть позже такая одежда перестала подпадать под понятие верхней - в солдатский гардероб включили плащи, которые подбивались мехом изнутри. Жюстокор имел задние и боковые разрезы, которые обильно украшались тесьмой, оригинальными пуговицами или иными материалами. Эти типы одежды допускается увидеть в достаточно старом, но непревзойденным в плане костюмов фильме «Последняя долина».

Немного о кольчугах

Кольчуга представляет собой доспехи, сплетенные из металлических колец. В зависимости от размеров и фасона, назначением кольчуги было прикрытие определенных частей тела (простая кольчужная рубашка) или вообще полная защита человека от ранения холодным оружием. Подобные предметы одежды были известны еще за тысячу лет до начала новой эры, изготавливались из нескольких килограммов простого железа, которое вытягивалось в тонкую проволоку, скручивалось в кольца и сплеталось между собой - особых умений, помимо терпения, такая работа не требовала.

Такой вид защиты считался слабым по сравнению с более прочными доспехами. Популярность кольчуг обуславливалась исключительно дешевизной их изготовления, а также относительной легкостью - если вес полноценных доспехов доходил до нескольких десятков килограммов, то кольчуга для защиты всего тела весила максимально 8-10 килограммов. Обеспеченные воины часто надевали две, а то и три кольчуги - одной рубашкой из металла защищали торс, а второй прикрывали все тело. Существовали и существуют также кольчужные перчатки - защита для рук от колющих ударов.

Сегодня этот элемент одежды является ключевым для некоторых фанатских движений, в интересы которых входят ролевые игры. Самым известным подобным движением являются толкиенисты - фанаты творчества автора эпопеи «Властелин колец» Толкиена. Помимо этого, поклонники Толкиена принимают участие в постановке сцен, где легко впору увидеть необычные мужские и женские костюмы, вобравшие в себя частично представления о моде XIX века, но не полностью соответствующие действительности.

Дарья Холодная

www.womenclub.ru