Православные традиции, с конца восьмидесятых годов начавшие активно возвращаться в культурную и повседневную жизнь россиян, в настоящее время уже являются почти неотъемлемой ее частью. Можно долго спорить, насколько осознанно и искренне выдерживание этих традиций большинством населения, однако факт есть факт – все большее число людей пытаются соблюдать хотя бы по минимуму самые очевидные христианские обычаи. И самым популярным в этом отношении является, конечно, православная практика постов, при которых на первый план для мирского человека выходит вопрос что допускается и чего нельзя есть во время поста.

В чем заключается пост

Сам разговор о том, какие продукты нежелательны к употреблению во время христианского поста, достаточно короток и не займет множество времени. Однако отлично необходимо сказать несколько слов о самом посте, о той разнице в смыслах, которыми наделяют пост церковная традиция и современное мышление. Прежде всего, пост в христианском понимании представляет из себя носящий ритуальный характер отказ от обычного порядка жизни на определенный период времени. Православные посты являются своего рода подготовительными периодами к крупным христианским праздникам, суть этих периодов состоит именно в духовно-физической подготовке верующего к празднику путем очищения. Отказ от употребления определенных видов пищевых продуктов есть лишь составная часть поста, наиболее очевидная при внешнем рассмотрении, но отнюдь не самая главная по содержанию. Пост означает отказ человека от увеселительных мероприятий, от светских праздников, от обычных развлечений. Также пост в православии для мирян это строгое воздержание от интимной жизни. Наконец, и самое главное, пост это усиленные молитвы, тщательное изучение Священного Писания и Священного Предания. Очевидно, что основные усилия постящегося направлены на духовное очищение и укрепление, а особый режим питания это только способ подкрепления этих усилий. Тот факт, что разумный, не доходящий до крайностей пост оказывает позитивное воздействие на физическое состояние человека, является своего рода побочным эффектом. И позиция Церкви в этом плане однозначна: если для человека пост заключается лишь в следование кулинарным ограничениям, а духовное воздержание не соблюдается, то это не пост, а не что иное, как простая диета. Которая может оказать благотворное влияние на физическое самочувствие, но к настоящему посту отношения не имеет.

Степени строгости поста

Если все-таки говорить о гастрономической конкретике, то она будет такова. Прежде всего, необходимо знать, что пост - это не только дело добровольное, но и дело вариативное. Не требуется представлять себе церковные правила как раз и навсегда застывшие и не поддающиеся изменению – неизменны в христианстве лишь вероучительные догматы, остальное же должно использоваться в зависимости от ситуации. Точно так же и с постом: наличествует шесть видов или степеней строгости поста. Строго говоря, настоящим постом считается полный отказ от пищи, но такая разновидность поста наличествует в основном среди особо аскетичных монахов и сподвижников, от мирян такого никто никогда не требовал. Следующая ступень это так называемое сухоядение, заключающееся в том, что употребляется лишь холодная пища неживотного происхождения, приготовленная без использования растительного масла. Далее следует вид поста, при котором та же самая пища без масла может разогреваться. Более либеральная степень уже позволяет использование при приготовлении пищи растительного масла. Еще большие послабления допустимы при постоянном вкушении рыбы, и совсем легким является пост, при котором употребляются все виды пищи, включая молочные продукты, но при строгом исключении мяса.

Как видно, вариантов поста сразу шесть, и выбирается один из них в зависимости от личного решения постящегося. Так, более щадящие режимы воздержания рекомендуются для неофитов, то есть для новообращенных верующих, которые должны постепенно привыкать к дисциплине христианской жизни. Кроме того, в зависимости от разных ситуаций верующий может, посоветовавшись со священником, облегчить свой пост. Также легкие в гастрономическом отношении варианты поста не то что допускаются, а почти обязательны для больных, путешествующих, занятых физическим трудом, а также для беременных и кормящих младенцев женщин. Находящиеся на военной службе могут быть вовсе освобождены от ограничений в питании на время поста.

Что есть и сколько есть

Что же до самого содержания постного рациона, то оно должно определяться как соображениями поддержания сил и работоспособности, так и духовными ограничениями. Так, к слову, в России весьма популярна точка зрения, что, раз в традиционных православных постных ограничениях ничего не сказано о запрете на употребление креветок, мидий, кальмаров и прочих морепродуктов, то их допускается употреблять за милую душу. Однако здесь присутствует определенный логический вывих: на Руси просто не было этих видов продуктов животного происхождения, вот почему их формально и не внесли в список запрещенных. Однако эти морские существа по прежнему относятся к биологическому царству животных, по этой причине они подпадают под категорию «пища животного происхождения». Другой проблемой является количество потребляемой постной пищи – распространена практика, когда постная пища поедается в огромных количествах, этим люди стараются восполнить нехватку скоромной пищи. Мало того, что это неразумно с житейской точки зрения (постничающий таким образом человек просто-напросто наберет немало лишних килограммов), так это еще и нарушение смысла поста, заключающегося именно в воздержании и контроле над своими желаниями и потребностями.

Так что во время поста для мирян есть два основных правила: ешьте то, что не содержит продуктов животного происхождения, и ешьте умеренно. В остальном в современном обществе проблем с постным питанием возникнуть просто не должно – в продовольственных магазинах появляется все больше отделов постной пищи, а на время основных постов (Рождественский, Великий, Петров, Успенский) практически в каждом ресторане и кафе подается отдельное постное меню.

Александр Бабицкий

www.womenclub.ru